Артемьева Галина Николаевна

Позиция

Это первый шаг. Но он – верный

Эксперты обсудили в «ОГ» возможные изменения в закон о местном самоуправлении («Областная газета»,  номера за 27 марта 2014 №54 (7377) и за 28 марта 2014 №55 (7378)

Алевтина ТРЫНОВА

Вчера на площадке «ОГ» развернулась живая дискуссия: о назревшей реформе местного самоуправления и возможных изменениях в главном законе о муниципалитетах. Эту инициативу, напомним, сейчас рассматривают в Госдуме. Цель преобразований, в общем, ясна — сделать так, чтобы местная власть была ещё ближе к народу, для чего внутригородские районы планируется превратить в самостоятельные муниципальные образования со своей Думой, новыми полномочиями и финансами. Но вот с механизмами реализации нововведений пока возникает масса вопросов. К примеру, сложно представить, что в Екатеринбурге будет не один, а восемь бюджетов — семь районных и один общегородской. А главу, скажем, Нижнего Тагила будут выдвигать из общего депутатского корпуса, который, в свою очередь, сформируют из делегатов районных Дум. И, пожалуй, главный вопрос: реформа — это дорого?

Взвесить все «за» и «против» постарались эксперты «ОГ»: депутаты, учёные, представители областной Общественной палаты, местное руководство «Единой России».

Сильная. Независимая. Финансово состоятельная. Так, если вы помните, Президент Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию охарактеризовал местную власть, и именно такой мы хотим её видеть. В Госдуму не так давно внесён законопроект, который предусматривает существенные поправки в «святая святых» местного самоуправления — 131-й федеральный закон.

Рекомендации и замечания стекаются сейчас со всех субъектов Федерации на уровень Государственной Думы. По всей стране организованы дискуссионные площадки, чтобы, как говорится, всем миром взвесить «за» и «против» предлагаемой инициативы. Одна из таких дискуссий с участием законодателей, учёных и общественников состоялась в редакции «ОГ».

94 + N

Если законопроект будет одобрен, то в Свердловской области могут появится ещё, как минимум, 15 муниципальных образований. В дополнение к нынешним 94-м. Почти год назад, в апреле, наша область вместе с другими регионами впервые отмечала новый праздник — День местного самоуправления. «ОГ» встретила эту дату полосной публикацией о хитросплетениях административно-территориального деления области («Муниципальная «паутина», 20 апреля 2013 года). Мы тогда обнаружили очень много любопытного: например, в Нижних Сергах сосуществуют две разные Думы и два разных главы, а Алапаевское муниципальное образование не имеет никакого отношения к Алапаевску.
Но даже несмотря на это, наша область на фоне соседних регионов в плане территориальной «нарезки» выглядит хорошистом. Всего 94 муниципальных образования против 895 башкирских и 461 курганского. «Сейчас наше местное самоуправление можно назвать самым эффективным в стране»,— сказала нам тогда депутат областного Заксобрания Галина Артемьева. Разве нужно что-то менять?

Суть законопроекта

Наберитесь терпения: начинаются муниципальные хитросплетения. Предлагаемые изменения нашей области коснутся в меньшей степени, чем других субъектов. Дело в том, что в основной части регионов России преобладает деление на муниципальные районы. Им в законопроекте уделено много внимания, но у нас в области всего пять таких.  Коснутся ли изменения городов? Крупных — да. В которых есть внутреннее деление на городские районы.  У нас таких только три — Екатеринбург (7), Нижний Тагил (3) и Каменск-Уральский (2).

Документ предлагает создание двух новых видов муниципальных образований. Это городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. То есть, условно, будет ГО Екатеринбург и семь самостоятельных муниципалитетов — на базе сегодняшних семи городских районов. У каждого района — свои органы самоуправления, свой бюджет, своя Дума. Районных депутатов выберут всенародно, а затем некоторых из них делегируют в общегородскую Думу — по равному количеству. Из главных думцев будет выдвинут один — мэр. И вот на этом моменте, как отметил заместитель председателя областного правительства Яков Силин, критики упорно не замечают слово «может», скромно фигурирующее в статье 10 законопроекта: «В городских округах местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов». То есть может и не осуществляться. Как хотите. Кстати, в тексте 18-страничного документа фраза «с учётом мнения населения» и  «с согласия населения» упоминается десять раз. Это так,  к сведению.

Депутат на душу населения

В том, что необходимость перемен назрела, уверена руководитель фракции «ЕР» в Заксобрании области Елена Чечунова: «Нам нужно максимально приблизить местную власть к народу. Чтобы, как образно заметил наш президент, люди могли буквально дотянуться рукой до власти. Посмотрите, сколько жителей у нас приходится на одного депутата в крупных городах. В Екатеринбурге — около 60 тысяч избирателей на одного парламентария! Мне приходилось работать в системе органов местного самоуправления, когда были районные ,6B-7C-7C-7депутаты. Так это были жители с соседних улиц, их знали все. И если из крана у нас текла ржавая вода, так она и у этого депутата была такая же. Общность депутатского корпуса и  жителей — это одна из основных идей, которая в данном законопроекте заложена».

С этим мнением согласился другой участник «круглого стола» директор уральского института регионального Законодательства Николай Воронин. По его словам, за десять лет работы 131-го ФЗ избавиться от несовершенств, в том числе правовых, не удалось. «Есть нагрузка на муниципалитеты несвойственными им полномочиями,  которые отвлекают от конкретных жизненных проблем населения. Новый законопроект предлагает это исправить».

Кстати, за десять лет полномочия муниципалитетов в России выросли в среднем в два раза (стоит ли говорить о финансах?). «Нам нужна полная инвентаризация местных задач», — отметила Галина Артемьева.

Право выбора

Отмена прямых выборов.  Как только законопроект стал доступным для обсуждения,  информационные ленты одна за другой подхватили тему антиконституционных инициатив и урезания гражданских свобод. Как нам рассказали в областном Избиркоме, сегодня в Свердловской области 20 муниципалитетов выбирают своих глав из числа депутатов (Североуральск — свежий пример). И делают это давно. Пока информации о том, что кого-то в чём-то сильно урезали, с мест не поступало. Важно вот что: на самом низком, близком населению уровне — во всех сельских и городских поселениях области — только прямые выборы глав. То же самое предполагается осуществлять во внутригородских самостоятельных районах. Думайте, кого выбирать, отмечают участники дискуссии. (Кстати, вы со своим депутатом знакомы?)

Ещё почитаем

Предлагаемые поправки в закон пока вызывают массу вопросов. Как, к примеру, будут выстраиваться межбюджетные отношения, если возникнет новый тип районной казны? Появятся ли на местах новые налоги (очень больная тема для муниципалов) и будут ли меняться бюджетный и налоговый кодексы? Будет ли раздут штат управленцев? «Законопроект ко второму чтению, безусловно, надо доработать, — считает секретарь регионального отделения «ЕР» Виктор Шептий.

— Самое главное, в чём должна быть ясность, — когда и как будут назначаться выборы. Никто не говорит о том, что мы слепо поддерживаем эту концепцию.  Изменения не бесспорны. Пока — это первый шаг, но шаг в нужном направлении. Мы дискутируем и надеемся, что наши предложения будут учтены».

Парламентские слушания по законопроекту запланированы на 11 апреля в Москве, только после них состоится первое чтение.