Артемьева Галина Николаевна

Позиция

Выступление Артемьевой Г.Н. на заседании круглого стола по теме «Управление занятостью в условиях кризиса» 10 июня 2009 года, проводимого Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области

Уважаемые коллеги!

Говоря об участии органов местного самоуправления в решении вопросов занятости граждан, хотелось бы, чтобы представители муниципальных образований обратили внимание на ряд статей из некоторых федеральных законов.

Прежде всего, это статья 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая говорит о правах органов местного самоуправления по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа. В ней указано, что органы местного самоуправления имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории городского округа общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Пункт 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорит о том, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

В связи с этим необходимо, чтобы каждое муниципальное образование проанализировало уровень своей дотационности за последние годы. Уровень дотации свыше указанного предела означает, что муниципалитет не имеет права брать на себя вышеназванное расходное полномочие, и не о каких средствах из местного бюджета на организацию занятости детей в летний период муниципалитет даже речи вести не может, потому что это прямое нецелевое расходование средств.

Я напоминаю об этом потому, что в Федеральном законе от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.06.2009) «О занятости населения в Российской Федерации» в 2006 году введена статья 7.2 «Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения», в которой достаточно куцо, по другому не сказать, сказано об участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения. Этой статьей устанавливается, что органы местного самоуправления вправе (обращаю внимание – вправе, а не обязаны) участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Но согласно части 2 статьи 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ, финансирование этих полномочий может осуществляться только за счет собственных доходов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из бюджетов других уровней). Нет собственных доходов, значит участие в этой работе проблематично.

Когда говорят об обязанности органов местного самоуправления по проведению мониторинга, ведению муниципальной статистики, то следует помнить, что органы местного самоуправления, о чем прописано в пункте два статьи 7.2 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», могут только оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан, если у них есть такая возможность.

Сегодня нет муниципальной статистики, и как результат эти вопросы с уровня Российской Федерации, с уровня субъекта перекладываются на органы местного самоуправления, заставляя их выполнять несвойственные функции по принципу: муниципалитеты отвечают за все на своих территориях.

Действительно, органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы люди были заняты, потому что если они заняты, то налог на доходы от физических лиц приходит к ним в большем объеме, формируя доходную часть местного бюджета. Должны быть законодательно определены реальные источники финансирования деятельности органов местного самоуправления по содействию занятости. Сегодня же наше законодательство дает право и возможность органам местного самоуправления заниматься решением данной проблемы, но фактически реализовать это право муниципалитеты не могут. Хотят, но не могут. Поэтому нужно проработать предложения по изменению федерального законодательства в этой части.

И еще об одной проблеме хотелось бы сказать: о финансирование общественных работ. Была я недавно в Байкаловском муниципальном районе, там есть прекрасная организация, ведущая дорожное строительство. Руководителю говорят – возьми к себе безработных на общественные работы, а он отказывается от этого, потому что общественные работы предполагают принятие на работу людей временных, а его задача сохранить свой контингент работающих. Были бы объемы, заказы - не нужно было бы сокращать своих работников, чтобы потом принимать их же через центр занятости на какие-то временные работы.

Вывод прост – финансируя общественные работы, нужно выделять деньги не только для организации временных рабочих мест, но и давать деньги предприятиям на выполнение конкретных работ для того, чтобы они не сокращали своих рабочих.

И ещё об одном: о порядке выплаты пособия по безработице. Его получают и те, кого сократили, и те, кто уволился по собственному желанию. «Наиболее умные», особенно аграрии, увольняются по собственной инициативе и тут же встают на учет в центры занятости, с радостью получают свое пособие и веселятся на всю катушку: «и не работаем, и деньги в ещё даже большем размере получаем». Как результат, на селе не хватает рабочих и в то же время существует большой отряд безработных, стоящих на учете. По-моему, в положениях закона о занятости должно быть четко сказано, что право на получения пособия по безработице возникает только в случае увольнения по сокращению, а не в случае немотивированного увольнения по собственному желанию.