Артемьева Галина Николаевна

Позиция

24 марта 2009 года состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

От имени комиссии по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления  выступила Г.Н. Артемьева.

В своем выступлении она затронула проблему подготовки документов территориального планирования: «Если сегодня не будут выделены средства муниципалитетам, при всём желании до 1 января 2010 года они ничего не сделают. Два пути: выделять через субъект каким угодно способом или вносить изменения в два этих федеральных закона "О введении в действие Градостроительного кодекса и Земельного кодекса"».

Далее в своем выступлении Г.Н. Артемьва сказала: «Поскольку в июле 2008 года наш Совет уже рекомендовал Государственной Думе предусмотреть в бюджете на 2009 год средства на софинансирование расходов местных бюджетов, на составление документов градостроительных, это не выполнено. Тем не менее, Виктор Фёдорович сегодня прямо попросил, что нам не в такой форме надо записать в рекомендациях, а записать, что необходимо Государственной Думе подготовить и внести законопроекты, касающиеся внесения изменений в законы, которые бы позволили осуществить софинансирование этих расходов и, соответственно, сделать это оперативно.

Но реально представляю, что эта работа длительная. Тем не менее, целесообразно, не снижая темпа и ужесточив контроль за ходом подготовки градостроительной документации, всё-таки рассмотреть возможность некоего отодвижения сроков, установленных в законах "О введение в действие Градостроительного кодекса" и "О введении в действие Земельного кодекса".

В нашем сегодняшнем проекте рекомендаций Правительству Российской Федерации предлагается принять нормативно-правовые акты, обеспечивающие полномочия органов местного самоуправления по реализации конституционных гарантий, касающихся предоставления гражданам общественных услуг на основе определения базовых принципов формирования нормативов на оказание этих услуг или минимального уровня расчётно-бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В условиях кризиса необходимость нормативов качества социальных услуг сегодня становится наиболее очевидной. Каков тот минимальный качественный уровень оказываемых услуг, который удовлетворяет население? И какие средства необходимо затратить, чтобы обеспечить этот минимальный уровень? Этот вопрос сегодня должен быть решён оперативно. При этом чрезвычайно важно учесть мнение получателей этих услуг. И чем быстрее Правительство решит вопрос, связанный с подготовкой нормативов качества оказания услуг, тем будет лучше.

С этой трибуны ещё раз хочу попросить соответствующие министерства и ведомства оперативно готовить те порядки и правила, которые они должны принимать в соответствии с федеральными законами. Я уже не говорю о том, что необходимо в самом быстром темпе принять порядок по ведению учёта муниципального имущества.

Нужно оперативно определить порядок и условия передачи в собственность муниципалитетов имущества, непригодного к эксплуатации, которое, простите за выражение, спихивают порой муниципальным образованиям, имущества, требующего капитального ремонта, нужен порядок возмещения местным бюджетам дополнительных расходов в связи с принятием этого имущества.

И уж если в законах устанавливается, что порядок определяется Правительством, то целесообразно устанавливать и срок принятия этих порядков. Это существенно облегчит жизнь муниципалитетов.

Теперь немного о муниципальном финансовом контроле.
Не включив при принятии 131-го закона, контрольный орган муниципального образования в число обязательных в структуре органов местного самоуправления, федеральный законодатель невольно создал условия, когда контрольные органы формируются не единообразно, а так, как это понято муниципальными депутатами и главами. И хотя Бюджетный кодекс указывает на то, что внешнюю проверку отчёта об исполнении бюджета осуществляет именно орган муниципального финансового контроля, а статья 270 прямо посвящена финансовому контролю, осуществляемому контрольными органами муниципальных образований, такие органы, к сожалению, до сих пор не созданы во всех муниципалитетах.

Мало того, сегодня оптимизацию численности муниципальных служащих начинают в первую очередь почему-то именно с сокращения численности работников контрольных органов. Очевидно, не всем главам и не всем депутатам нужен контрольный орган муниципального образования.

Необходимо внести изменения в статью 34 Федерального закона № 131-ФЗ, включив контрольный орган в число обязательных в структуре органов местного самоуправления, определить, что решение представительного органа муниципального образования о включении контрольного органа в структуру органов местного самоуправления вступает в силу после официального опубликования данного изменения в устав муниципального образования. Изменения по этому вопросу, соответственно, нужно внести в статью 44 федерального закона 131-го.

Следует также внести изменения в статью 265 Бюджетного кодекса, изменив редакцию последнего абзаца части 2, предоставив соответствующим законодательным и представительным органам не создавать собственные контрольные органы, а формировать контрольные органы субъектов Российской Федерации и контрольные органы муниципальных образований. Тогда эта неопределенность будет устранена.

Коллеги, в проекте рекомендаций подчеркивается, что законодательное обеспечение комплексного социально-экономического развития невозможно без глубоко продуманной методологической базы. Однако в самих рекомендациях ничего не сказано о том, каким образом организовать разработку методологического обеспечения процессов принятия и реализации программ устойчивого социально-экономического развития. На взгляд нашей комиссии, этот пробел необходимо срочно устранять.

И ещё об одном важном вопросе, который мы обсуждаем. Нужно срочно внести изменение в часть 10 статьи 2 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", потому что этот закон был принят тогда, когда не было кризисных явлений. И в основании ныне существующей редакции закона уже пошла практика, когда учредителей и участников ТСЖ не признают безработными при потере ими постоянного места работы. Это приводит, безусловно, с социальной напряженности и вызовет не увеличение, а сокращение числа ТСЖ, а ведь именно их количество, рост является одним из условий получения муниципалитетами средств из Федерального Фонда реформирования ЖКХ.

Говорить сегодня можно о многом. Проект рекомендаций нынешнего заседания включает в себя достаточно предложений по решению проблем, влияющих на устойчивое социально-экономическое развитие. И хотелось бы, чтобы они были услышаны, правильно восприняты и безотлагательно реализованы теми, от кого это зависит, потому что повторять тексты из раза в раз, из решения в решение Совета нецелесообразно».