Артемьева Галина Николаевна

Позиция

Интервью Г.Н. Артемьевой межрегиональному журналу
«Парламентская Ассамблея»

Уважаемая Галина Николаевна, у нас к Вам три вопроса:

1. Закон ФЗ-131 заработал в полном объеме. Дальнейшие перспективы его совершенствования?

2. Депутат местного самоуправления – его роль в связи с новациями – правом отзыва мэра и выборам по спискам.

3. Проект «Депутаты России»- как оцениваете и как он вписывается в задачу повышения авторитета местной власти?

Мы очень часто забываем, что в структуре органов местного самоуправления основным является представительный орган муниципального образования. Он главный уже только потому, что принимает все нормативные правовые акты, которые определяют порядок жизни в МО, порядок реализации полномочий иными органами местного самоуправления. К сожалению, до сих пор бытует мнение о том, что главным является Глава МО. Это во многом вызвано тем, что старое очень трудно искореняется и формула «Сильный Мэр, слабый Совет», которая была фактически введена в 1993 году прошлого века, до сих пор сохраняется в умах некоторых слоев населения и сознательно подкрепляется иными руководителями. Действительно, Глава несет ответственность за то, что происходит в МО, он является высшим должностным лицом муниципального образования. Но как у высшего должностного лица у него всего 4 полномочия: он представляет МО в отношениях со всеми органами, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени МО во всех органах; подписывает и обнародует в порядке, который установлен уставом МО, нормативные правовые акты, принятые Думой; издает в пределах своих полномочий правовые акты; имеет право требовать проведения внеочередного заседания Думы МО.

Остальная его деятельность направлена либо на организацию работы местной администрации, если он её возглавляет в соответствии с уставом МО, либо он руководит представительным органом МО, если это установлено в уставе.

Устав же – конституцию муниципального образования - принимает либо население на референдуме, либо представительный орган МО. И вот от того, кто будет избран в состав представительного органа, во многом зависит, каким будет этот орган, насколько правильные, выверенные, грамотные решения он будет принимать.

Когда-то, депутатов выбирали по принципу «кого-нибудь изберут и ладно». Некоторые представительные органы были, к сожалению, не органами, которые формировали нормативную базу МО, а некими органами при главе МО, своего рода машинкой для голосования. Время изменилось. Сегодня и Президент А.Д. Медведев, и Председатель Правительства – лидер партии «Единая Россия» В.В. Путин – понимают и поднимают значимость представительных органов МО. Чрезвычайно важно, чтобы депутаты понимали свою ответственность перед избирателями. Будучи хорошими специалистами в своей профессии, они должны стремиться овладеть основами муниципального управления. Каждый депутат обязан понимать, что руководить муниципалитетом намного сложнее, чем руководить школой, предприятием, организацией: масштаб и многообразие решаемых задач, и, соответственно, мера ответственности за принимаемые решения намного значительнее. Муниципальное сообщество развивается по своим особым законам. Поэтому важно, чтобы депутатами становились люди, которые обладают авторитетом и которые готовы к каждодневной учебе или в форме самообразования (каждый цивилизованный человек постоянно самообразовывается), или через повышение квалификации по специально подготовленным программам для выборных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих. Они должны быть готовы к работе с большим количеством документов. А это очень трудно, потому что когда человек провел насыщенный рабочий день у себя на основной работе, у него уже порой не хватает на это сил. Но то, что ты депутат – заставляет, понуждает работать с теми документами, которые подготовлены для рассмотрения на комиссиях, с проектами решений Дум МО. Депутатам нужно изучать федеральное законодательство, потому, что без знания, прежде всего основополагающего Федерального закона № 131-ФЗ, Бюджетного, Градостроительного, Земельного, Жилищного кодексов и других законов правильно организовать жизнь в МО в принципе не возможно.

Сегодня депутат – очень значимая фигура. Независимо от того, каким образом он будет избираться: по мажоритарной системе или по спискам, требования к нему должны быть именно такие. В уставах МО определена система выборов. Может быть и целесообразно, чтобы выборы проходили по смешанной системе, т.е. часть депутатов избиралась бы по мажоритарной системе, часть по спискам. Это дало бы возможность партиям иметь своих представителей в Думах МО. Целесообразность той или иной системы определяется самими муниципалитетами.

Если же идет речь о смене избирательной системы – то обязательно должны быть проведены публичные слушания, должно быть учтено мнение избирателей. Важно, чтобы избиратели заинтересованно участвовали в этих публичных слушаниях, а не отмахивались от них за заботами сегодняшнего дня. Мы все избиратели, каждый из нас житель того или иного МО, и местное самоуправление есть форма осуществления нами своей власти.

Мы, высказывая мнения на публичных слушаниях, участвуя в выборах, определяем, кто будет представлять наши интересы. Мы должны уметь спрашивать с них за то, как они эти полномочия осуществляют. Сегодня принят федеральный закон, усиливающий контрольные функции представительного органа, дающий ему право принимать решение об удалении главы в отставку. Это повышает ответственность каждого депутата, который должен иметь своё мнение, который не попадёт под влияние собственных эмоций или неких сил. Депутаты должны четко и реально представлять, к чему приведет удаление высшего должностного лица муниципального образования, принятие решения о досрочном прекращении договора с главой администрации, с тем сити-менеджером, который уже руководит местной администрацией в ряде муниципальных образований. Понятно, почему сегодня к подбору кандидатов в депутаты дум муниципальных образований и партии, и население будут относиться очень и очень серьёзно.

Что касается проекта «Депутаты России». Этот проект, на мой взгляд, вписывается в концепцию повышения роли представительных органов. Вопрос, что и как показать. Деятельность представительных органов нужно отображать через то, как организована жизнь в МО. Потому что люди ощущают результат деятельности, прежде всего исполнительной власти, потому, что она организует жизнь на территории муниципального образования. Показывать нужно таким образом, чтобы каждому было ясно, что всё, что сделано главой МО, возглавляющим администрацию, администрацией и иными органами местного самоуправления, всё, что дало эффект – всё это благодаря тому, что представительный орган муниципального образования принял действительно работающие нормативные правовые акты в которых четко сформулированы задачи, определены пути их решения, источники финансирования и определена система контроля за реализацией этих актов. Вот когда работают все эти четыре составляющие, тогда работа у администрации спорится.

Иногда органы местного самоуправления, готовя свои нормативные правовые акты, берут за основу федеральные законы, зачастую переписывают их впрямую, меняя порой только название. Этого делать нельзя. И Федерация и субъект Федерации, принимая законы, определяют стратегию, а органы местного самоуправления, в соответствии с тем как определены их полномочия по решению того или иного закона, должны прописать, какой орган местного самоуправления обеспечивает эту задачу, какова последовательность действий. И любой человек, подняв решение представительного органа МО, должен четко знать, к кому он должен обратиться, какие документы и куда представить, чтобы его проблема была решена. У тех же, кто работает в органах местного самоуправления, не должно быть возможности так или иначе трактовать положения принятых решений. Поэтому не зря закон о борьбе с коррупцией требует, чтобы нормативные правовые акты определяли четкую схему действий тех, кто обращается, и тех, кто должен решить тот или иной вопрос. Вот так должна быть показана работа депутатов УрФО. А опыт работы представительных органов у нас в Уральском Федеральном округе накоплен очень большой и очень интересный в каждом из его субъектов. Депутаты всегда готовы поделиться своим опытом и использовать опыт других. Зачем изобретать велосипед, если он уже изобретен, нужно только адаптировать его к своим «дорогам» и к своему росту. Я думаю, это будет очень интересно!

Что касается 131-ФЗ, то данный Федеральный закон вступил в силу. В то же время сказать, что он заработал в полном объеме, нельзя. В этом законе есть положения, которые вступают в силу значительно позднее, чем 1 января 2009 г. В частности, там есть вопросы, которые касаются субъектов РФ в части определения границ МО, которые должны быть установлены в соответствии с требованиями Земельного и Градостроительного кодексов. Есть вопросы, которые касаются и МО. Не все положения Федерального закона №131-ФЗ соответствуют ряду основополагающих законов РФ, в частности Бюджетному кодексу. Этот закон не догма. Над ним нужно постоянно работать и вносить в него соответствующие изменения. Важно, чтоб эти изменения шли не только от тех, кто вершит этот закон сверху, а чтобы изменения, мысли, над которыми работают Правительство, Президент, депутаты Государственной Думы, депутаты Законодательного Собрания области, обязательно выверялись с населением, представителями избирателей, т.е. с депутатским корпусом МО, главами МО. Это очень важно, потому, что сверху не всегда всё видно.