Артемьева Галина Николаевна

Муниципалам на заметку

 


Обратите внимание

Об уполномоченных органах муниципальных образований по формированию, исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением

Г.Н. Артемьева

В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области
от 29 апреля 2010 года № 370-УГ в срок до 31 декабря 2010 года ликвидируются финансовые и финансово-бюджетные управления (отделы) в муниципальных образованиях в Свердловской области.

Главам муниципальных образований рекомендовано принять меры по созданию в структуре местной администрации отраслевого (функционального) органа с правами юридического лица, осуществляющего составление и организацию исполнения местного бюджета – финансового органа местной администрации, разработать и утвердить порядок назначения на должность руководителя финансового органа местной администрации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов.

Таким образом органом местного самоуправления, уполномоченным на формирование и исполнение местного бюджета  является администрация муниципального образования, и именно в ней создаются финансовые управления (отделы), именно для исполнения ее полномочий учреждаются соответствующие должности муниципальной службы.

При этом должность председателя (начальника, заведующего) этого органа  местной администрации относится к главным должностям муниципальной службы в соответствии с пунктом 2 части 2 параграфа 3 Реестра должностей муниципальной службы, утвержденного Областным законом от 14 июня 2005 № 49-ОЗ.

Поэтому, реализуя рекомендации вышеназванного Указа Губернатора Свердловской области, Думы муниципальных образований должны внести по представлению главы администрации либо главы муниципального образования, возглавляющего администрацию, изменения в соответствующее решение Думы, утверждающее структуру администрации.

Так как финансовый орган администрации для реализации возложенных на него Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий должен обладать правами юридического лица, то Положение о нем также должно быть утверждено Думой муниципального образования. В нем необходимо определить и порядок назначения на должность руководителя этого органа администрации. На это обращено внимание в Указе Губернатора Свердловской области.

Возникает вопрос о структуре финансового органа администрации, о численности его сотрудников. Обращаю внимание на то, что структура и численность ликвидируемых финансовых и финансово-бюджетных управлений (отделов) в муниципальных образованиях, являющихся территориальными органами Министерства финансов Свердловской области оптимизирована и обеспечивает выполнение всех стадий формирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета. Уменьшать численность сотрудников относительно рекомендуемой и согласовываемой с главами администраций нецелесообразно. В структуре финансовых органов администраций необходимо сохранить следующие отделы: отдел доходов, бюджетный отдел, отдел учета и отчетности, отдел финансового контроля. В случае, если к функциям финансового органа будет относится и казначейское исполнение местного бюджета, то должен быть сформирован и отдел казначейского исполнения. В зависимости от объема местного бюджета в финансовых органах могут создаваться отделы не по всем указанным направлениям, а вводятся должности муниципальной службы, относящиеся, как правило, к старшим должностям. В должностные обязанности замещающих их муниципальных служащих включаются функции по реализации соответствующих направлений деятельности финансового органа администрации.

Указом Губернатора Свердловской области, постановлением Правительства Свердловской области от 6 апреля 2010 года № 558-ПП рекомендовано органам местного самоуправления при создании финансовых органов сохранить кадровый потенциал высвобождаемых работников ликвидируемых финансовых управлений в муниципальных образованиях.

В случае если нормативными правовыми актами муниципальных образований, определяющими порядок замещения должностей муниципальной службы, установлено, что заключению трудового договора с лицом, принимаемым на должность муниципальной службы, предшествует конкурс, то для реализации вышеуказанных рекомендаций Губернатора и Правительства Свердловской области, рекомендуем в решение Думы, утверждающее Положение о финансовом управлении администрации, включить пункт в следующей примерной редакции: «В целях сохранения кадрового потенциала высвобождаемых работников ликвидируемого финансового управления в муниципальном образовании разрешать главе муниципального образования (главе администрации) прием на должности муниципальной службы в финансовом управлении администрации высвобождающихся руководителя и других сотрудников ликвидируемого территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области без проведения конкурса».

К сожалению, структуры органов местного самоуправления 4-х городских округов (Муниципальное образование город Алапаевск, Асбестовский городской округ, Муниципальное образование Красноуфимский округ, городской округ «город Лесной») противоречат положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определенным Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ. В структурах органов местного самоуправления этих муниципальных образований  присутствуют органы местного самоуправления в сфере финансов, которые носят название финансовое управление (финансовый отдел). Причем в городском округе «город Лесной» финансовое управление самостоятельно выполняет возложенные на него полномочия, а в трех других муниципалитетах  по соглашению с Министерством финансов Свердловской области – территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области.

Представительным органом этих муниципальных образований необходимо оперативно внести изменения в уставы, признав утратившим силу положение о наличии в структуре органов местного самоуправления органа местного самоуправления  в сфере финансов, как противоречащего бюджетному законодательству. Также необходимо признать утрачивающей силу статью устава, посвященную этому органу. А далее формировать финансовый орган местной администрации, как уже говорилось ранее.

В городском округе «город Лесной» при ликвидации органа местного самоуправления в сфере финансов следует предусмотреть меры по сохранению кадрового потенциала сотрудников существующего финансового управления.