Артемьева Галина Николаевна

Муниципалам на заметку.
Ответы на часто задаваемые вопросы.

Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования

К Г.Н. Артемьевой обратилась депутат городского округа Рефтинский, в своем письме она подняла проблему комплектования дошкольных образовательных учреждений. Публикуем ответ.

Пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа к вопросам местного значения.

Орган местного самоуправления в целях решения данного вопроса местного значения должен принять муниципальный правовой акт, регулирующий порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, осуществить его официальное опубликование (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации), а также разместить данный акт на сайте (сервере) органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 принято Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, пунктом 27 которого предусмотрено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Уставе городского округа Рефтинский в п. 15 статьи 30 записано, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к полномочиям администрации городского округа. Таким образом, в Вашем случае Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений определяется городским округом Рефтинский в лице администрации городского округа.

Утратившее силу аналогичное Типовое положение, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677, устанавливало льготные категории граждан, дети которых принимались в дошкольное  учреждение в первую очередь: дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп, дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе, дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов. В новом Типовом положении такой перечень отсутствует.

Внеочередным и первоочередным правом приема в МОУ пользуются дети граждан, соответствующий порядок для которых предусмотрен федеральным, областным законодательством.

Вне очереди принимаются:
- дети прокуроров, следователей следственного комитета при прокуратуре (в соответствии с Федеральным Законом от 17.01.92 № 2202-1 (в ред. от 25.12.2008) «О прокуратуре Российской Федерации»);
- дети судей (в соответствии с Законом РФ от 26.06.92 № 3132 – 1 (в ред. 25.12.2008) «О статусе судей»);
- дети граждан, подвергшихся воздействию радиации (в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции от 25.12.2008) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Законом РФ от 19.08.1995 № 149-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 № 175-ФЗ);
- дети сотрудников органов наркоконтроля (в соответствии с Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613 с изменениями от 31.08.2005г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»);

Первоочередным правом приема в МОУ пользуются:
- дети сотрудников милиции (в соответствии с Федеральным Законом от 18.04.91 № 1026-1 (в ред. от 26.12.2008) «О милиции»);
- дети военнослужащих (в соответствии с Федеральным Законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. от 09.02.2009) «О статусе военнослужащих»);
- дети из многодетных семей (в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1423-ПП «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области»),
- дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом (в соответствии с Указом Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 (в ред. 24.09.2007) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»);

В Порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, принятом в городском округе Рефтинский, могут быть перечислены и иные категории граждан, имеющих право на предоставление места в муниципальном образовательном учреждении в первоочередном (внеочередном) порядке. Например, несмотря на отсутствие непосредственного закрепления в законе, с учётом требований Указа Президента РФ "Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025г." от 09.10.2007 № 1351 возможно сохранение первоочередного приём детей одиноких родителей находящихся в трудной жизненной ситуации (на основании решения Комиссии). Такая льгота может быть предоставлена для детей работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений по ходатайству руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений (на основании решения Комиссии), детей, внуков сотрудников (за исключением совместителей) МОУ, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (дошкольные образовательные учреждения; детские сады структурные подразделения, дошкольные группы муниципальных общеобразовательных учреждений), на период их работы в МОУ  и т.д. Всё зависит от ситуации, потребности муниципалитета в тех или иных кадрах и финансовой возможности.

Таким образом, депутат местной Думы, можете инициировать пересмотр Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений в вашем городском округе.


С вопросом о толковании изменений, внесенных в статью 44 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Артемьева Г.Н. обратилась в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Отвечая на запрос, Председатель Комитета В.С. Тимченко пояснил следующее:

В соответствии с абзацем вторым части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) изменения и дополнения устава муниципального образования в части изменения структуры органов местного самоуправления вступают в силу только по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего соответствующее решение.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» из. указанного правила введено исключение, согласно которому решение представительного органа о внесении изменения в устав, предусматривающее создание контрольного органа муниципального образования, вступает в силу в общем порядке, то есть после государственной регистрации и официального опубликования (обнародования).

Согласно части 1 статьи 34 и пункту 4 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ структура органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Порядок его принятия, а также порядок внесения в него изменений регулируются положениями части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ. В связи с изложенным при рассмотрении вопроса о времени вступления в силу решения представительного органа муниципального образования о внесении изменения в устав муниципального образования в части создания контрольного органа следует руководствоваться нормами части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с абзацем вторым части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 365-ФЗ) решения о внесении изменений в устав муниципального образования об изменении полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления вступают в силу в общем порядке, предусмотренном абзацем первым указанной части. Это означает, что они подлежат государственной регистрации и затем официальному опубликованию (обнародованию). После опубликования (обнародования) соответствующие решения вступают в силу. Однако данные муниципальные правовые акты не распространяются на выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее полномочия на момент их принятия, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решения об изменении срока полномочий, перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяются к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу указанных решений.

Обращаем Ваше внимание на то, что досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования возможно исключительно по основаниям, установленным частью 6 статьи 36 и частью 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ. В данных нормах такое основание, как изменение перечня полномочий, срока полномочий и порядка избрания главы муниципального образования не предусмотрено. Федеральный закон № 365-ФЗ также не содержит нормы о том, что в случае внесения указанных изменений в устав муниципального образования, полномочия названного лица, осуществляемые на момент принятия указанного изменения, должны быть досрочно прекращены.

При рассмотрении вопроса о порядке применения новой редакции абзаца второго части 8 статьи 44 Федерального закона № 131 -ФЗ необходимо также исходить из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что «общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 № 1549-О-П). Федеральный закон № 365-ФЗ вступил в силу с 1 января 2010 года, при этом в нем не содержится положение о придании каким-либо его нормам обратной силы.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, с 1 января 2010 года решение представительного органа муниципального образования об изменении полномочий, срока полномочий и порядка избрания главы муниципального образования вступает в силу после его государственной регистрации и последующего официального опубликования (обнародования). Во-вторых, применяться данное решение должно только к главе муниципального образования, который будет избран по истечении срока полномочий действующего главы муниципального образования. В-третьих, полномочия действующего главы муниципального образования не должны прекращаться досрочно.


Из Думы Муниципального образования город Ирбит поступил вопрос: «Можно ли наделить статусом главного распорядителя бюджетных средств городскую территориальную избирательную комиссию?» Г.Н. Артемьевой был направлен запрос в Государственную Думу с просьбой дать разъяснение: могут ли органы государственной власти и государственные органы наделяться полномочиями главных распорядителей бюджетных средств местных бюджетов.

На вопрос отвечает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Макаров.

Уважаемая Галина Николаевна!

Рассмотрев поступившее в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам Ваше обращение, считаем возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам, предусмотренным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным избирательным комиссиям и избирательным комиссиям муниципальных образований, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет местного бюджета согласно статье 4 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 7 статьи 57) установлено, что порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.

Положениями данного Федерального закона предусматривается, что комиссии, организующие выборы и референдумы, являются главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов (пункт 3 статьи 57). Также установлено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию (пункт 4 статьи 24).

Таким образом, на период исполнения указанной комиссией возложенных на нее в установленном порядке полномочий избирательной комиссии муниципального образования, территориальная комиссия может быть включена в перечень участников бюджетного процесса данного муниципального образования в качестве главного распорядителя (распорядителя, получателя) средств местного бюджета.


Поступают вопросы о возможных вариантах приведения Устава городского округа в соответствие с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ответ дает заместитель председателя комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Г.Н. Артемьева

Обращаю Ваше внимание на то, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» его положения не применяются при осуществлении финансового контроля и финансово бюджетного надзора. Согласно пункту 4 статьи 2 данного закона под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при организации деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Организуют и осуществляют муниципальный контроль в соответствующей сфере деятельности органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, определены в статье 6 Федерального закона № 294-ФЗ. Поэтому необходимо внести изменения в соответствующие статьи Устава городского округа, которые посвящены данным органам местного самоуправления.

Дума муниципального образования, в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, но не проверяет соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности требований, установленных муниципальными правовыми актами. Следовательно, Дума не осуществляет муниципального контроля, но контролирует как он осуществляется иными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Контрольный орган муниципального образования согласно статье 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ контролирует исполнение местного бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, т.е. осуществляет муниципальный финансовый контроль, о котором идет речь в Федерального закона № 294-ФЗ.


У сотрудников кадровых служб органов местного самоуправления возникает вопрос: что относится к сведениям, составляющим государственную тайну, а также в каких случаях и кому устанавливаются надбавки к должностному окладу за работу с «секретными» материалами.

Отвечает полномочный представитель Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области  в палатах Законодательного Собрания Свердловской области В.П. Миронов

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 года  № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон РФ) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в статье 5 названного Закона РФ и в соответствии со статей 4 Закона РФ Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. Указа Президента РФ от 06.09.2008 №1316). (Прилагается). Сведения, не включенные в указанный перечень, не относятся к сведениям, отнесенным к государственной тайне. Этим же Указом определены государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

Законом РФ (ст. 8) определены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

В статье 21 Закона РФ определен порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне. Допуск должностных  лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона РФ;

3) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных указанным Законом РФ;

5) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) принятие решения руководителем органа  государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

1) процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ. Правительство РФ приняло Постановление от 18.09.2006г. №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.06.2008 №440). Конкретный процентный размер надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях. В Постановлении Правительства Свердловской области от 02.04.2009г. №359-ПП «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» норматив надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне, определяется исходя из фактически установленного размера, но не выше 1,5 должностного оклада;

2) преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Законом РФ установлены три формы допуска  к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.
При установлении надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, следует руководствовать указанными выше нормативными правовыми актами.


По вопросу изменения границ земель категории «земли лесного фонда»
В связи с обращениями в Региональную общественную приемную Председателя Партии «Единая Россия» В.В. Путина в Свердловской области граждан, проживающих на территории городского округах Верхняя Пышма», направлено обращение в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с просьбой разъяснить порядок оформления в собственность выделенных органами местного самоуправления и уже застроенных к настоящему времени земельных участков, находящихся на землях Гослесфонда и не включенных в границы территорий населенных пунктов.

Ответ дал Первый заместитель министра строительства и архитектуры Г.В. Мазаев

Уважаемая Галина Николаевна!

Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (далее - Министерство) рассмотрело Ваше обращение от 13.04.2009 года № 71 и сообщает следующее.

1.  В Министерство неоднократно поступали аналогичные вопросы, как от застройщиков таких земельных участков, так и от органов местного самоуправления, на территории которых расположены эти земельные участки.

По мнению Министерства, данная проблема связана с тем, что органами местного самоуправления, после принятия решения об установления границ сельских населенных пунктов, не были своевременно подготовлены документы для проведения процедуры перевода земель категории «земли лесного фонда» в категорию «земли населенных пунктов». Соответственно, принятые органами местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков на таких территориях привели к возникновению рассматриваемых в настоящее время вопросов.

2. Действующим законодательством предусмотрено два возможных варианта решения вопросов изменения категории земель «земли лесного фонда», с переводом их в категорию земель «земли населенных пунктов».

Вариант 1. Проведение процедуры подготовки, согласования и утверждения генерального плана городского округа (поселения), предусмотренной статьями 23-25 Градостроительного кодекса РФ. Градостроительным кодексом РФ установлено, что генеральный план городского округа может быть подготовлен применительно к территории отдельного населенного пункта в части установления и изменения границы этого населенного пункта (часть 2 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).

Вариант 2. Проведения процедуры, предусмотренной статьей 41 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ» и Законом Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 5-03 «О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населённых пунктов либо об исключении земельных участков из границ населённых пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области».

Положения указанных законов определяют, что земельный участок может быть включен в границы населенного пункта решением Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.

3. Проведение процедур, определенных тем и другим вариантом выполняется в два этапа:

Подготовительный этап, при выполнении которого Министерство рекомендует органу местного самоуправления действовать в следующем порядке:

  • определить проекты границ и площади земельных участков, на которых расположены возведенные на них объекты недвижимости (с участием собственников таких объектов недвижимости и Министерства природных ресурсов Свердловской области);

  • обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Свердловской области   с просьбой принять решение о формировании земельных участков из состава земель категории «земли лесного фонда» и подготовить доверенность на соответствующее должностное лицо органа местного самоуправления на выполнение работ, связанных с оформлением землеустроительного дела, постановкой сформированных земельных участков на кадастровый учет и регистрацией прав собственности РФ на них;

  • организовать работу, итогом которой должно быть Свидетельство о регистрации права собственности РФ на сформированные земельные участки.

Основной этап (по варианту 1), при выполнении которого Министерство рекомендует органу местного самоуправления действовать в следующем порядке:

принять решение о подготовке проекта генерального плана городского округа применительно к территории населенного пункта в части изменения границы этого населенного пункта (далее - Проект);

  • подготовить такой Проект, при этом, Проект должен содержать предложения об изменении границ земель категории «земли лесного фонда» в границах земельных участков, сформированных на подготовительном этапе, мотивировочной частью таких предложений должно явиться фактическое наличие жилой застройки на этих земельных участках и отсутствие на них лесонасаждений;

  • направить Проект на согласование в Министерство регионального развития РФ (срок согласования не может превышать 3-х месяцев);

  • провести публичные слушания по Проекту;

  • принять, после получения   надлежащего согласования и проведения публичных слушаний, решение об утверждении Проекта.

  • направить принятое решение об утверждении Проекта в соответствующий отдел Роснедвижимости для внесения изменений в кадастровый учет (смена категории земель).

Основной этап (по варианту 2), при выполнении которого Министерство рекомендует органу местного самоуправления действовать в следующем порядке:

  • обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Свердловской области с просьбой направить в адрес Главы муниципального образования мотивированное заявление о включении сформированных на подготовительном этапе земельных участков в границы населенного пункта и об изменении их вида разрешенного использования, и соответствующий пакет документов, определенный п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ»;

  • подготовить заключение «О возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельных участков» и направить его вместе с пакетом представленных документов в Министерство.

При наличии положительного заключения Территориального управления Федерального агентства лесного хозяйства по Уральскому округу, Министерством в течении 30 дней будет подготовлен приказ о включении земельных участков в границы населенного пункта, об установлении или изменении вида разрешенного использования этих земельных участков. Принятое решение Министерство направит в соответствующий территориальный отдел управления Роснедвижимости по Свердловской области для внесения изменений в кадастровый учет (смена категории земель).

Министерство считает необходимым уведомить Вас о том, что в случае, если на земельных участков, сформированных для включения в границы населенного пункта, расположены леса с категорией защитности «зеленая зона», Территориальным управлением Федерального агентства лесного хозяйства по Уральскому округу может быть подготовлен отказ в согласовании включения таких участков в границы населенного пункта.

4. После проведения указанных процедур застройщики могут обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Свердловской области с просьбой о передаче таких земельных участков в их собственность за плату или без оплаты, в соответствии требованиями, установленными федеральным законодательством.

 


Вопрос: Заместитель председателя Думы Талицкого городского округа А.В. Бухарин просит разъяснить ситуацию, сложившуюся в связи с предстоящими выборами главы Талицкого городского округа 2 декабря 2007 года:
«… 2 депутата Думы, один из них является председателем Думы, выдвинуты кандидатами на должность главы Талицкого городского округа…
Председатель Талицкого ТИК считает, что депутаты, председатель Думы должны сложить полномочия, уйти в отпуск.
Просим разъяснить правомерно ли это, т.к. депутаты и председатель осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (на общественных началах).
Вправе ли кандидат, оставаясь депутатом и председателем Думы, осуществлять предвыборную агитацию?»

Ответ дал Председатель Избирательной комиссии Свердловской области
В.Д. Мостовщиков.

«…Исходя из положений части 2 статьи 1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» лицами, замещающими муниципальные должности, являются, в том числе, депутаты представительного органа муниципального образования.

Таким образом, депутаты Думы Талицкого городского округа замещают выборные муниципальные должности вне зависимости от того, на постоянной или не на постоянной основе осуществляются указанные полномочия.

В части обязанности освобождения на период избирательной кампании по выборам органов местного самоуправления от должностных или служебных обязанностей (уход в отпуск) лиц, замещающих муниципальные должности, и являющихся кандидатами на указанных выборах, поясняем, что избирательное законодательство не содержит подобных положений.

По вопросу осуществления предвыборной агитации лицам, замещающим муниципальные должности, и являющимся кандидатами на выборах органов местного самоуправления, разъясняем, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим выборные муниципальные должности при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения (понятие использования преимуществ должностного или служебного положения содержится в пункте 5 статьи 40 указанного Федерального закона).».

Вопрос: И. о. контрольного органа Таборинского муниципального района
Р.И. Бармина просит разъяснить соответствие законодательных актов Таборинского муниципального района и решений Таборинской районной думы, принятых по структуре, штатному расписанию контрольного органа, а также по поводу назначения на должность специалист контрольного органа.

Ответ:

В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом Таборинского муниципального района контрольный орган определен как орган местного самоуправления, входящий в структуру органов местного самоуправления муниципального района и наделенный собственными полномочиями. В связи с этим необходимо из статьи 31 вашего Устава исключить пункт 6, согласно которому «по решению Думы муниципального района, полномочия контрольного органа могут быть возложены на Думу муниципального района», так как, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ред. от 26.04.2007), представительные органы осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Это предусматривает их право на создание собственных контрольных органов, и поэтому возложение на представительный орган полномочий контрольного органа не имеет оснований.

Необходимо внести изменения в Положение о контрольном органе Таборинского муниципального района, так как наименование должности руководителя контрольного органа муниципального образования не соответствует наименованиям должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления, указанным в подпунктах 1, 2, 3 пункта 1 параграфа 4 Областного закона от 14.06.2005 № 49-ОЗ

«О реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований». Должность руководителя контрольного органа муниципального образования должна именоваться либо председатель, либо начальник, либо заведующий.

Также необходимо внести изменения в пункты 6.1, 6.2 и 6.4 данного Положения, так как руководитель контрольного органа не является муниципальным служащим, с которым возможно заключение срочного трудового договора. В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», заключение срочного трудового договора возможно только с лицами, замещающими должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (помощник или советник главы  МО, помощник или советник депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе), поэтому трудовой договор с ним заключается на неопределенный срок, а следовательно и назначается он также на неопределенный срок.

Необходимо исключить из Положения пункт 6.3, согласно которому Дума, исходя из местных особенностей, вместо руководителя контрольного органа может возложить его полномочия на инспектора этого органа. Инспектор может временно выполнять обязанности руководителя контрольного органа, то есть на время болезни, отпуска, командировки и тому подобное, но постоянно исполнять эти обязанности не может, так как согласно Положению контрольный орган состоит из руководителя и инспекторов.

Требуется также внести изменения в пункт 7.1, так как квалификационные требования к лицам, замещающим должности муниципальной службы, должны устанавливаться в соответствии с квалификационными требованиями, установленными законом субъекта Российской Федерации, в нашей области - Областным законом «Об особенностях муниципальной службы в Свердловской области».

Нормативная численность контрольного органа Таборинского муниципального района – 2 штатные единицы муниципальных служащих. В расходах на содержание органов местного самоуправления на 2007 год учтены расходы на содержание контрольного органа с указанным штатом. В связи с этим непонятны пункты 3, 5 и 6 решения Думы Таборинского муниципального района от 30.03.2007 № 20.

В пункте 3 нужно было утвердить не структуру контрольного органа, а смету и штатное расписание контрольного органа. В бюджете муниципального района расходы на его содержание должны быть выделены отдельной строкой (статья 186 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Председатель районной Думы не может исполнять полномочия руководителя контрольного органа, так как его полномочия заключаются в организации деятельности Думы и никакого другого органа местного самоуправления, кроме того, он не может проводить проверки и осуществлять иную контрольную деятельность, входящую в компетенцию контрольного органа.

Регистрировать контрольный орган как юридическое лицо нужно не от имени районной Думы, а на основании Положения о контрольном органе. И делать это должен руководитель контрольного органа или лицо, временно исполняющее его обязанности, так же как и открывать счет, через который должно осуществляться финансирование деятельности контрольного органа.

Вопрос: председатель Думы Пышминского городского округа В.И.Парадеев спрашивает, на основании чего для осуществления депутатской деятельности производить расходы депутату, выполняющему свои функции на неосвобожденной основе?

Ответ: Статус депутата, равно как и статус выборного должностного лица местного самоуправления определяется статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В части 1 данной статьи сказано, что органы местного самоуправления обязаны создать условия для беспрепятственного исполнения депутатами своих полномочий, а в части 8 перечислены гарантии прав депутатов.

Дополнительные гарантии, предоставляемые депутату для осуществления полномочий за счет средств местного бюджета, затраты на обеспечение которых учитываются в смете расходов на обеспечение деятельности Думы и отдельной строкой в местном бюджете и осуществляются в соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ исключительно за счет собственных доходов муниципальных образований, устанавливаются Уставом муниципального образования.

В связи с этим Дума Пышминского городского округа с полным правом отразила в Уставе положение о том, что депутату, выполняющему свои функции на неосвобожденной основе, по решению Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме не менее трех минимальных размеров оплаты труда, установленной законом Российской Федерации, за счет средств местного бюджета.

Закон Свердловской области от 20.05.1997 № 31-ОЗ «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области» признан утратившим силу только потому, что у субъекта Российской Федерации сегодня отсутствует право регулирования данного вопроса. Это право Российской Федерации и самого населения, которое осуществляет свою власть непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, а принятие Устава относится к исключительным полномочиям Думы муниципального образования (часть 3 статьи 44 Федерального закона №-131-ФЗ).

Однако в развитие соответствующей статьи Устава Пышминского городского округа Думе необходимо принять Положения о порядке возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности. В нем должны быть указанны виды расходов, и на основании каких документов эти расходы принимаются к оплате.

Депутату ежемесячно выплачивается компенсация за осуществленные расходы в соответствии вышеуказанным Положением по предоставлению депутатов подтверждающих расходы документов. То есть, исходя из того, что возмещаются расходы, осуществленные конкретным депутатом, то эти расходы по каждому депутату могут быть различными.

Из представительных органов местного самоуправления, администраций муниципальных образований Ачитского, Качканарского городских округов, городских округов Верхняя Пышма, Карпинск поступили вопросы по правомерности обложения НДФЛ доплат к пенсии муниципальным служащим.

На данные вопросы даем заключение:

Заключение
на письмо Федеральной Налоговой Службы от 07.09.2006 № 04-1-01/488
«О налоге на доходы физических лиц»

Пенсия за выслугу лет, согласно статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Назначается данная пенсия гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 4 данного закона, т.е. федеральным служащим и военнослужащим.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, т.к. в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации, при этом федеральная гражданская служба финансируется за счет средств федерального бюджета, а гражданская служба субъектов Российской Федерации – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Из пункта 4 статьи 7 вышеуказанного закона следует, что на государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации распространяется право на пенсию за выслугу лет, как и на федеральных государственных служащих, но за счет средств субъектов Российской Федерации на условиях, определенных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 7 Федерального закона № 79-ФЗ указывает, что взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается также посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу. То есть муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, но из средств местного бюджета.

Федеральным законом от 09.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ст. 18) прямо указано, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, т.е. и право на пенсию за выслугу лет, как федеральным государственным служащим и государственным служащим субъектов Российской Федерации.

Это же положение отражено в статье 24 Областного закона от 03.04.1996 № 17-ОЗ «О муниципальной службе в Свердловской области» (ред. от 15.07.2005).

Статьей 15 (пункт 1, подпункт 5) Федерального закона № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и статьей 23 (пункт 1, подпункт 5) Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Из рассматриваемых законов ясно следует, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим, выплачиваемая за счет средств местного бюджета, является видом пенсии по государственному пенсионному обеспечению и не подлежит налогообложению.

В случае если налоговые инспекции ФНС на местах будут настаивать на обложении пенсий за выслугу лет налогом на доходы физических лиц, нужно подавать на них в суд, т.к. письмо ФНС от 07.09.2006 № 04-1-01/488 противоречит действующему законодательству, о чем свидетельствует постановление кассационной инстанции Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 6-13.07.2006, дело № КА-А41/6202-06, который делает вывод о том, что пенсия за выслугу лет, выплачиваемая муниципальным служащим за счет средств местного бюджета, относится к пенсии, назначаемой в порядке, установленном действующим законодательством и в соответствии с п.2 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению.

Органы местного самоуправления подают в арбитражный суд на налоговые органы, а граждане, которым пенсия за выслугу лет выплачена с учетом налога на доходы физических лиц, - в суд общей юрисдикции по месту жительства на те органы местного самоуправления, которые допустили эти действия.

Могут ли органы местного значения поселений распоряжаться не разграниченными государственными землями?

1. В пункте 10 статьи 3 закона «О введении в действие Земельного кодекса» говорится, что этими землями распоряжаются органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, если иное не предусмотрено законодательством.

2. Распоряжение не разграниченной землей является полномочием государства.

3. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ государственные полномочия могут исполнять только органы местного самоуправления районов и городских округов. И хотя эти полномочия не переданы в установленном порядке, с 1 июля 2006 года именно муниципальные районы распоряжаются не разграниченной землей.

Являются ли городские леса, т.е. леса, расположенные в границах населенных пунктов поселений (городских округов), их муниципальной собственностью?

Нет. В соответствии с федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ утратило силу положение подпункта 17 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, согласно которому в собственности поселений могли находиться леса, расположенные в границах населенных пунктов поселений.

В августе 2006 года поступило письменное обращение председателя Верхнетуринской городской Думы В.А.Тарасова с просьбой дать разъяснение, входит ли в обязанности органов местного самоуправления создание муниципальной пожарной охраны и раскрыть содержание первичных мер пожарной безопасности.

На данный запрос отвечаем:

1. В методических рекомендациях МЧС органам местного самоуправления по реализации № 131-ФЗ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Опубликованных в журнале «Городское управление» №№12-2005г., 1-4-2006г., обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает:

- муниципальное правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории;

- разработку, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность) в том числе, на содержание муниципальной и добровольной пожарной охраны, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения целевых программ;

- создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих подразделений и контроль за ее деятельностью;

- установление прядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образовании;

- осуществление контроля за состоянием пожарной безопасности на соответствующих территориях, установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований пожарной безопасности, согласованных с противопожарной службой субъекта Российской Федерации;

-осуществление контроля за градостроительной деятельностью, соблюдением требований пожарной безопасности при планировке и застройке территорий поселения;

- муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения в границах поселения и обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

- телефонизацию поселений;

- организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

- определение порядка и осуществление информирования населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности;

- осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности. В том числе участия населения в борьбе с пожарами;

- осуществление мер по правовой и социальной защите работников муниципальной пожарной охраны и членов их семей;

- организацию тушения пожаров в границах городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности, в том числе разработку и утверждение планов привлечения сил и средств для тушения пожаров;

- организацию взаимодействия муниципальных образований по привлечению сил и средств для тушения пожаров на межселенных территориях;

- утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны;

- установление форм одежды и знаков отличия для работников муниципальной пожарной охраны;

- размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности;

- организацию муниципального контроля за соответствием жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности;

- создание условий для прохождения гражданами альтернативной гражданской службы в подразделениях муниципальной пожарной;

2. В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ (в ред. 02.02.2006г.) муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления. Примерная форма постановления главы муниципального образования об утверждении Положения о муниципальной пожарной охране и текст модельного положения опубликованы в журнале «Городское управление» № 4, 2006г.

Статьей 10 вышеуказанного Федерального закона определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных средств. Порядок привлечения сил и средств муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на территории соответствующего муниципального образования осуществляется на основании расписаний выездов (планов привлечения сил и средств). Расписание (план) утверждается постановлением органа местного самоуправления.

Вопрос, поступивший 25.01.2007 по электронной почте с Сахалина от Иванова Сергея Марковича:

Здравствуйте Галина Николаевна!

Если возможно, дайте разъяснение с юридическим обоснованием. Может ли человек занимать пост главы администрации муниципального образования(работа по контракту и является муниципальным служащим), если он является одним из учредителей коммерческих фирм и при этом передал свои доли в доверительное управление другому лицу(родственнику).

Уважаемый Сергей Маркович!

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 11 «Ограничения, связанные с муниципальной службой» Федерального закона «Об основах муниципальной службы Российской Федерации» № 8-ФЗ от 06.01.1998г. (ред. 25.07.2002) указано, что муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Если процедура, указанная в пункте 3, выполнена в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, то гражданин, безусловно, имеет право занимать пост главы администрации муниципального образования, назначаемого на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. При этом должность главы администрации является должностью муниципальной службы, то есть он является муниципальным служащим.